OpenClose
Главная arrow Статьи arrow История создания мотосамоката
История создания мотосамоката Версия для печати Отправить на e-mail

Позвольте полюбопытствовать: как давно вы пилотировали славянский шкаф?

А то проживает в Англии такой чудак - строит письменные столы, шкафы, диваны и прочие предметы обстановки и все - с моторами. И что самое потрясающее - он на них еще и документы ухитряется выправлять, а после ездит (потихоньку, надо сказать) по улицам, вгоняя обывателей в оторопь.

мотосамокат

А идейка-то не нова!.. Уж сто лет (и один год) прошло с тех пор, как французский инженер Жорж Готье соорудил аппарат, незамысловато названный «авто-кресло», по-французски Auto-Fauteuil (произносится как «ото-фотой»). Шикарное кресло на двух колесах, со спинкой и подлокотниками! Чтобы сделать посадку удобнее, Готье проделал проем между этим креслом и рулевой колонкой. Двигатель пришлось сдвинуть назад, под сиденье. Но ничего страшного - тем самым упрощается привод на заднее колесо. Конструктор отказался от царившего в те годы запуска мотора с помощью велосипедных педалей: двигатель раскручивали съемной рукояткой, как на автомобилях. От 500-кубового агрегата мощностью 2,75 л. с. на заднее колесо вела цепная передача - тоже выдающийся инженерный прорыв на фоне распространенных ременных. Наконец, колеса у Auto-Fauteuil диаметром меньше, чем у мотоциклов той поры... Наверняка вы уж догадались, что получилось у Готье: конечно же, первый скутер!

Вскоре странного вида экипаж взялись копировать во всем мире. Многие особо и не мудрили - датский Elleham и голландский Le Meijer выглядели прямо-таки точными «слепками» с французской конструкции. А вот американец Лефебр творчески развил идею. В его аппарате 1909 года, пышно названном New Era (вот так: «новая эра», ни больше ни меньше) три важных усовершенствования: «растянутая» до 1570 мм база, поэтому машина без труда получилась 2-местной; сплошной «полик» под ногами водителя - алюминиевая отливка размером 43х28 см; спереди - рычажная вилка. Экипаж получился на редкость устойчивым (по крайней мере, при прямолинейном движении), а водитель обрел удобную посадку.

мини мокик

Американские историки считают New Era предтечей современных круизеров. Я же склонен назвать ее предком макси-скутеров.

Но минут годы и годы, пока заложенные в New Era идеи дойдут до сердец американцев. А в 1910-х годах на задворках мегаполисов США родилось совсем другое развлечение: подростки устанавливали двигатели на самокаты (на американском варианте английского - scooter, от сленгового to scoot - «бежать, удирать»), и моторизованные таким образом уличные банды обрели невиданную доселе динамику, наводя страх и ужас на жителей Нью-Йорка и Чикаго. Почин малолетних бандитов подхватили промышленники, и совершенную в своем роде конструкцию создала в 1915 году Autoped Company of America: крохотные колеса (заднее закрыли кожухом), платформа- подножка, прямой складной руль; слева от переднего колеса - нижнеклапанный 155- кубовый двигатель мощностью 1,5 л. с. И никакого седла - скутер (то бишь самокат) все-таки!

Autoped'ы вместе с американскими вояками добрались до Европы - и вызвали фурор! Многие европейцы разглядели в них (уже после войны) дешевый транспорт. Возник спрос, и предложение не заставило себя ждать: лицензионное производство мотосамокатов освоили не в самых богатых на тот момент странах - в Германии концерн Krupp, в Чехословакии компания CAS. На волне вспыхнувшего интереса освежили-причесали идеи и старого доброго «авто- кресла»: если не детьми, то его прямыми потомками выглядят французский Monet- Goyon Velauto и немецкий DKW Lomos. Но с истинным размахом развернулись английские конструкторы - они одарили покупателей целым букетом экстравагантных новинок.

Самой удачной из этих машин стала, пожалуй, Scootamota, спроектированная в 1919 году известным конструктором Грэнвилем Брэдшоу (между прочим, именно он создал АВС - первый мотоцикл с оппозитом в «правильной» позиции). Крохотными колесами, поликом-подножкой и высоким, почти вертикальным рулем она напоминала Autoped, но мотор - 125-кубовый верхнеклапанный агрегат с горизонтальным расположением цилиндра - разместился сзади, он приводил в движение заднее колесо через вертикальную цепную передачу.

Не все оказались столь прозорливы, как Брэдшоу. Многие позаимствовали у Autoped не только маленькие колеса, но и переднее расположение мотора. Однако и это сослужило службу! Мало кому нравились летящие в лицо и на одежду брызги масла - неизбежное «зло» у двигателей той поры, так что силовой агрегат волей-неволей пришлось капотировать. А войдя во вкус, невозможно остановиться! И уже в 1920 году на свет явился Unibus. Присмотритесь, ведь все прежние машины походили на современный скутер, как «этажерка» братьев Райт - на современный МИГ: никакой тебе защиты, ветер свищет прямо сквозь аппарат. В этой же - переходящий в переднее крыло развитой передний щит, да полностью закрытый «табурет» под сиденьем. Оба колеса - получите! - с рессорной подвеской! Благостную картинку почти настоящего скутера портит лишь одно: мотор размещен не под седлом, а в передней части Unibus.

мини мокик

Поначалу эти прикольные машинки расхватывали как горячие пирожки! А вскоре «счастливые» покупатели плевались, словно кошатины объелись. Казалось, что скутеры первой волны явились на свет лишь для того, чтобы дискредитировать идею. Несовершенные трансмиссии, ненадежные моторы, хрупкие рамы - вкупе все это вскоре отвратило от них сердца потребителей. Уже к середине 20-х годов сериями не выпускали ни одного - ни одного! - мотороллера.

мини самокат

Но у скутеров были преданные поклонники - пилоты американских «летающих цирков». О, это совершенно особенное явление в истории США - если хотите проникнуться его духом, почитайте «Ничто не случайно» Ричарда Баха. После первой мировой войны множество молодых летчиков осталось не у дел, списанные же истребители стоили сущие гроши. Так родились «летающие цирки» - вольные компании аэронавтов. Они кочевали по городам американской глубинки, завлекали зевак высшим пилотажем и показательными «воздушными боями» и за умеренную плату катали всех желающих. Денег лопатой не гребли (разве что удастся попасть на местную ярмарку), зато жизнь вольная и при любимом деле. Причем здесь скутеры? Да все просто - даже маленькие американские городки немалы по площади (ну не любят американцы чувствовать локоть соседа) - на чем-то же надо было добираться с пригородного поля до салуна и гостиницы. Автомобиль в кабину биплана не впихнешь, а складной мотосамокат - пожалуйста!

самокат с мотором

Эх, ничто не вечно под Луною, а возраст и семьи не дружат с романтикой. Бывшая вольница послушно перетекла в штат новорожденных авиакомпаний, остались лишь закоренелые бродяги - такие, как Амелия Эрхарт, летчица и феминистка. Ее-то на мотосамокате и узрел летом 1935 года молодой американец Фостер Солсбери в аэропорту калифорнийского городка Бербанк. Тут его и осенило: вот он, дешевый и экономичный транспорт, так нужный измученной кризисом Америке. Солсбери привлек к делу приятеля, инженера Остина Элмора, и вдвоем они создали первый Motor Glide - скутер, от которого пошла уже непрерывная вереница машин, тянущаяся до наших дней.

мини мокик

Свое детище молодые американцы представили через полгода на местном авиа- шоу. Миниатюрные 5-дюймовые колесики на пухлых шинах, исполнявших роль пружинящих элементов подвески, под седлом - 82-кубовый 2-тактный моторчик Evinrude Speedybike, с приводом на прижимающийся к шине ролик. «Раскрутку» своему творению компаньоны провели грамотно: через рекламу в журналах для любителей всяких механических кунстюцек. «Лицом» новорожденной компании стал известный летчик Роско Тернер - один из последних могикан «летающих цирков».

Но чуть погодя не искушенные в жестких нравах большого бизнеса молодые спецы совершили ошибку: в поисках подходящих двигателей обратились к Роберту Аммону, президенту компании Cushman, выпускавшей моторчики для газонокосилок и прочей машинерии. Так, мол, и так: не продадите ли нам для начала тысячу ваших агрегатов Husky? Вот вам и чертежи нашей машины, изучайте. Хитрюга Аммон бумаги посмотрел, попросил на недельку, дескать, для проработки заказа, а затем ответил сокрушенно: увы, нет производственных возможностей. И уже в конце 1936 года друзья-компаньоны, сокрушаясь, возопили: «Пират!». Cushman выпустил на рынок свою версию скутера под именем Auto- Glide. Это по версии Солсбери, Аммон же на склоне лет утверждал, что все было совсем по-другому. Дескать, неугомонный Тернер свалился с неба в их городок, наделал шума своим скутером, после чего все мальчишки кинулись строить свои варианты по образу и подобию - благо у многих отцы работали на Cushman. И специалисты компании изучали именно эти творения тинейджеров - грех ведь не нагнуться и не поднять то, что лежит под ногами. Когда же заявился Солсбери со своим предложением, вовсю шла разработка собственного проекта - потому, дескать, и пришлось от поставок отказаться. Такой вот детектив...

мини скутер

Справедливости ради отметим, что Auto- Glide выглядел симпатичнее, чем Motor Glide, да и технически стал совершеннее: хорошая капотировка, рама из штампованных профилей и цепная передача.

Если бы Роберт Аммон оставался единственным, «оценившим» таким вот образом идею Солсбери, - еще полбеды. Нет же, пошла волна беззастенчивого «пиратства». За спиной одних предпринимателей стоял мощный промышленный потенциал (так, велосипедная корпорация Mead Company продавала свои скутеры под маркой MotoScoot, известнейший производитель игральных автоматов Rock-Ola - под своим именем...), другие представляли собою такие же «гаражные кооперативы», каковой поначалу была и фирма Фостера Солсбери.

Как пробиться из «других» в «первые» только за счет предприимчивости? Вы не поверите, но Солсбери это удалось! И прежде всего, за счет постоянных технических нововведений. Уже к сезону 1937 года компаньоны подготовили новую модель Aero Motor Glide, с укрытым под капотом 4-тактным мотором Johnson мощностью 0,75 л. с. и цепной передачей. Через год - еще одна революционная новинка: модель «50» с автоматическим центробежным сцеплением и клиноременным вариатором - главными узлами, характерными для современного скутера. Компании Salsbury удалось стать лидером рынка, но наравне со злейшим конкурентом - Cushman. Склонные к эффектным определениям американские журналисты присвоили Фостеру Солсбери титул «Генри Форд мира скутеров».

самокат

Скутерная промышленность США в конце 30-х годов выпускала уже десятки тысяч машин ежегодно - впечатляюще! К счастью, к скутерам не прилип ярлык «транспорта для бедняков» - напротив, они стали модной штучкой. Попали на обложки шикарных журналов, на скутерах ездили звезды джаза и знаменитые спортсмены.

 

Журнал с «именем» «Popular Mechanics» печатал инструкции: «Как самому собрать скутер с мотором от старой стиральной машины» (не удивляйтесь, холодильники и стиральные машины добрались в американскую глубинку раньше, чем электричество, а потому имели привод от бензиновых моторчиков). Так что приходится только дивиться тому, что весь остальной мир этого нового американского помешательства... не заметил! Впрочем, у него, мира, были заботы поважнее: надвигалась война.

Когда США включились в боевые действия, производство многих гражданских видов продукции, даже легковых автомобилей, запретили. А вот скутеры получили «зеленый свет»! Машинки, расходующие всего пару литров бензина на сотню км, оказались к месту: рабочим требовалось на чем-то добираться до мест сборки «Летающих крепостей» и грузовиков Studebacker. Более того, армия тоже затребовала эти простые и экономичные аппараты! Компания Cushman даже разработала специальную модификацию для парашютистов-десантников.

Но если по большому счету, то эпоха скутера наступила уже после войны. Впрочем, это уже особая история...

По материалам motosamokat.narod.ru

 
< Пред.   След. >